Из детства во взрослую жизнь: о Бабе Яге и инициации

Наш неизменный герой – ребёнок, а его переход во совершеннолетнее состояние подобен переходу к новой жизни. Посредниками на данном переходе являются близкие нашего героя, его приятели и враги, действительные или мнимые, весь его круг общения – одноклассники, соседи, педагоги, учителя. Детство, с которым человеку надо попрощаться, обычно сопрягается с известными стереотипическими определениями – беспечное или тяжёлое, утраченное или затянувшееся, почаще всего счастливое. Но, без сомнения, это сложная пора, в которой открытиям сопутствуют разочарования, а обретениям – ответственные раны.

Переходы на новые ступени на пути взросления малыша происходят неоднократно. Иногда эти переходы оформляются как акты посвящения, и это вынуждает нас говорить о неких ритуалах, церемониях, похожих инициации. Инициация как обряд ведёт своё происхождение от старинной обрядовой традиции, широко распространённой в родоплеменных обществах, а кроме того принятой в некоторых религиях, сектах и тайных братствах. Время от времени она совершается одномоментно, иногда носит нрав поэтапной процедуры. В любом случае её содержание соотносится с актом творения, с началом новой жизни. Нас интересует лишь только возрастная инициация, которая занимала важное пространство в жизни первобытных племён и которая трансформировалась в современном обществе в некоторые акты, сопровождающие переходы в новые возрастные социальные группы. Любой переход требует адаптации, порождает сильные неприятности. Стремление гармонизировать состояние ребенка (а в последующем и совершеннолетнего человека) в окружающем мире делает неслучайным наблюдающееся в науке возрождение энтузиазма к инициации не только у историков, но и у философов, а кроме того у педагогов и психологов.

Проводя современного ребёнка в очевидной или неявной форме через социальный переход (псевдоинициацию), его вырывают из предшествующего состояния, и этот разрыв иногда болезнен и практически постоянно небезразличен для формирования психики человека.

Вот 3-х-четырёхлетнего ребёнка отводят в детский сад. Опекуны заранее рассказывают ему, что там он несомненно будет без мамы, что там надо слушаться незнакомую тётю и собственно что будет много других детей. По существу, случается жёсткое отлучение ребёнка от привычного мира юношества, мира неразрывной связи с мамой, в котором нет у малыша осознанного чувства ответственности за свои действия. Он не встроен ещё в общий соц или корпоративный порядок, он может быть беззаботным, глупеньким, ему прощают невинные проступки, он асексуален, мир для него уютен и неопасен. Поступление в детский сад очень похоже на архаическое посвящение, когда вводимый в свежий мир человек узнаёт неведомые ему до этого законы общежития ("там на неведомых дорожках отпечатки невиданных зверей...").

Дитя помещается в неизведанный мир на немалый промежуток времени, подвергается испытаниям, в которых ему приходится и подчиняться, и мучиться. А иногда и восставать в меру его способности проявить мощь духа.

Из сказки - в жизнь

Итак, 1-ое посвящение – детский сад. Вот ситуация из жизни девочки.

День первый. Был проведен благополучно, девочку забрали из сада до дневного сна, кончился день приятным для ребёнка семейным "праздничным днем первого дня" с тортом, подарком, походом в ребяческий парк.

День второй. Утро. Мама оставила девченку в саду довольно рано, когда ещё не все малыши пришли в группу. Малышка отправилась прямиком в зону игрушек, коие уже видела накануне. Но через минутку была решительно ухвачена за руку няней и ("нечего для тебя здесь сейчас делать!") была выпровожена в другое здание. Появление ребёнка утром среди игрушек не было учтено расписанием. Реакция малышки – недоумение, огорчение. Это 1-ая встреча с реальной Бабой Ягой.

Произошло непосредственно то, что в первую очередь сопутствует посвящению в мир совершеннолетних – наложение жёстких запретов.

Продолжение. Негромкий час. Девочка привыкла дома спать без подушки. Тут она сдвинула подушку в сторону, но иные дети обратили на это внимание и настоятельно попросили (!), чтобы подушка была на положенном пространстве, а когда девочка отказалась, дети положили ей подушку на личность и стали душить. Эти дети уже знали, собственно что такое порядок. На вопли прибежала воспитательница, отогнала малеханьких опричников и, ... если вы не знали, собственно что иногда говорят воспитательницы, то вот слово в слово: "Прекрати орать!" Если не прекратишь, создам тебе укол в язык, и твоя мама ни разу за тобой не придёт!" Это очевидное (по счастью, лишь вербальное) воспроизведение древних атрибутов возрастной инициации: жизнь в темноте, обречение на немоту, тестирование болью, требование покорности.

В целом – символическое переживание погибели (ребёнок не знает, что ему несомненно будет суждено новое рождение). Воспитательница – жрица обрядовой церемонии, она же – славянское божество погибели, она же – БабаЯга.

Как писал знаменитый исследователь фольклора В. Я. Пропп (Исторические корни магической сказки), герою надо временно умереть для живых, чтобы попасть в тридевятое царство (иной мир). О что же можно прочитать у А. Л. Барковой (Верования старых славян / Энциклопедия для детей. Том 6: Религии мира): лишь только пройдя испытания в избе Бабы-яги, приобщившись к миру мёртвых, герой имеет возможность направиться в мир живых.

О том, что истоки возрастных инициаций связаны с мифологической, фольклорной символикой, возможно прочитать в трудах ряда известных учёных. Об данном писали В. Н. Топоров, русский филолог, академик – "Миф. Обряд. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического", Арнольд ван Геннеп, французский этнограф и фольклорист – "Ритуалы перехода" и др.

Второй день был последним в данном детском саду. Запуганного ребёнка забрали домой, последовал ребяческий бунт против насилия, означавший, что малыш в эту "избушку" не вернётся. Через 2 недели, после долгих успокоительных разговоров с малышкой, её обозначили в другой детский сад.

В той или ином облике процедуры перехода в старшую возрастную группу, оформленные в облике посвящения, имеют место при поступлении в 1-ый класс, при принятии в октябрята и пионеры (ранее в СССР это было нормой, сейчас это организуют взрослые определённой партийной принадлежности), при открытии летнего лагеря.

Есть религиозные традиции посвящения подростков в члены церковного общества. Их нет в современной православной традиции, потому что считается, что членом церкви человек делается через таинство крещения, а крестят детей, как правило, в детском возрасте, то есть, не предполагая ответственного отношения к выбору веры. Это миролюбивое религиозное таинство по внутреннему собственному смыслу, как и инициации, также означает погибель и возрождение – в процессе крещения человек погибает для жизни плотской и возрождается в жизнь духовную.

В церковной церкви дети в годы отрочества проходят ритуал конфирмации в виде миропомазания, смысл которого – окончательное вступление христианина в церковное сообщество. Через это таинство, в различие от крещения младенцев, у католиков должны протекать именно старшие дети, поскольку речь идёт о сознательном вероисповедании веры.

У протестантов конфирмация не признаётся таинством, не сопрягается с миропомазанием, но служит актом торжественного, ответственного и свободного выражения личной веры. До конфирмации посвящаемые обязаны изучить основы веры. В назначенный день, обыкновенно в начале службы по большим церковным праздничным дням конфирманты одеваются в праздничную белую одежду, пастор обращается к ним с нравоучительной речью, малыши принимают причастие, произносится молитва, а потом устраивается праздничек для родных и близких.

Еврейская традиция уточняет возрастные границы взросления: мальчик с 13-ти лет, девченка с 12-ти. Это означает, что, начиная с соответственного дня рождения, человек осмысленно выбирает собственный путь и несёт ответственность за свои действия. Совершеннолетие отмечается в виде церемонии в синагоге у верующих евреев и, независимо от дела к религии, всегда становится праздником для семьи с праздничной и весёлой трапезой.

У мусульман нет инициации как ритуала признания ребёнка взрослым. По шариату есть простые способы определения совершеннолетия: достижение 15 лет для мальчишек и 9 лет для девочек, а также появление специфичных половых признаков. С достижением совершеннолетия на юношей и молодых женщин возлагаются религиозные и светские обязанности, соответствующие обыкновениям ислама.

Таким образом, и в светской, и в религиозной жизни есть продукты культурного исторического опыта, поддерживающие симптомы возрастных инициаций. Как пишет профессор А. К. Байбурин, этнограф и фольклорист (Обряд в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов), обряд обладает огромным психотерапевтическим воздействием как веками отработанный сценарий выхода из кризисной психологической ситуации. Поэтому мягкие, праздничные формы ритуалов могут помочь социальной адаптации детей. Однако ясно, собственно что нельзя допускать к актам возрастной инициации персонажей на подобии Бабы Яги, несмотря на отведённую им роль в славянской мифологии.

Есть в российских народных сказках очень популярный персонаж – Баба Яга. Она различная, но появление в ска

Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях:

На ту же тему

Навигация

Предыдущая статья: ←

Женщины в бизнесе и дома © 2018 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх