Разметка

В ювелирном деле, как и во многих других отрас­лях, где непосредственно созданию предмета или из­делия предшествует конструкторское решение зада­чи, идея сначала реализуется на бумаге, в виде схе­мы или чертежа. Это становится либо планом работы, либо наглядным пособием, которое облегчает созда­ние самого украшения. Обычно ювелиру не требует­ся прямого переноса эскиза или чертежа на матери­ал заготовки. Достаточно решить и просчитать: как и в какой последовательности будут проводиться опе­рации, какой результат надо получить в конечном итоге и как наилучшим образом его достичь. Про­цесс разметки особенно важен при индивидуальном изготовлении ювелирного изделия.

Правда, существуют случаи, когда подобный пря­мой перенос просто необходим из-за повышенной сложности разработки. В ювелирном деле, при руч­ном изготовлении украшений, операцией разметки называется процесс прямого, соразмерного переноса рисунка будущего изделия или его отдельно взятой детали на заготовку. Следует учитывать, что правиль­ность и скрупулезность переноса рисунка впослед­ствии очень сказывается на качестве получаемого изделия. Все неточности и погрешности вылезут на­ружу при изготовлении ювелирного украшения и превратят заготовку в самый обыкновенный брак. Нарушится замысел автора, будут бездарно испорче­ны материалы.

В тех случаях, когда изготовление изделия ста­вится на поток, путем штамповки или литья, значе­ние разметке придается значительно меньшее. Штам­пованные или литые изделия поступают на стол к ювелиру-монтировщику уже в почти готовом виде. Они имеют форму и размеры, достаточно близкие к заданным. Поэтому у монтировщика нет нужды в разметке, ему требуется только довести изделие до установленных размеров, смонтировать и придать ему товарный вид.

Если же изготовлением изделия ювелир занима­ется вручную, то для выполнения этой операции ему потребуются следующие инструменты: чертилка, раз­меточный циркуль, масштабная линейка, штанген­циркуль, ножницы, молоток, кернер и разметочная плита. Сам процесс разметки разделяется на три ста­дии: подготовку создаваемого изделия, подготовку материала для его изготовления, непосредственно разметку.

Изначально задуманная деталь или украшение тща­тельным образом прорисовывается на бумаге или каль ке. Перед перенесением разметки на заготовку, после­днюю необходимо отжечь, поскольку на равномерно окисленной темной поверхности разметочные риски будут лучше видны. Разметка может выполняться несколькими способами в зависимости от того, ка­кой инструмент есть под руками или какой мастеру больше нравится в силу личных пристрастий. Рису­нок может быть перенесен по всем правилам постро­ения геометрических фигур, может копироваться переносом рисунка с кальки на заготовку с помощью воска, копировальной бумаги или краски, а может и просто быть переколот.

Вычерчивание рисунка с применением всех пра­вил деления прямых и окружностей, построения гео­метрических фигур является довольно хлопотным и продолжительным процессом, который требует, по­мимо наличия разметочной плиты, еще определен­ных навыков и, что бывает немаловажно, достаточ­но продолжительного времени. Поэтому на практи­ке он практически не применяется. Ведь, например, то же самое деление окружности можно выполнить гораздо быстрее с помощью готовых, выверенных продолжительным опытом методов исчисления. Для этого существуют специальные таблицы, которые значительно облегчают процесс переноса рисунка.

Показатели исчисления размера частей окружности

Коли­чество частей Число, умножаемое на радиус Коли­чество частей Число, умножаемое на радиус
3 1,7321 17 0,3676
4 1,4142 18 0,3473
5 1,1756 19 0,3292
6 1,0000 20 0,3129
7 0,8678 21 0,2980
8 0,7654 22 0,2845
9 0,6840 23 0,2723
10 0,6180 24 0,2611
11 0,5635 25 0,2507
12 0,5176 26 0,2411
13 0,4786 27 0,2321
14 0,4450 28 0,2240
15 0,4158 29 0,2162
16 0,3902 30 0,2091

Перенос рисунка на заготовку с помощью воска состоит из следующих операций:

А) сначала остро отточенным карандашом рисунок аккуратно и точно переносят на кальку;

Б) заготовку предварительно протирают сухим по­рошком пемзы, после чего наносят на нее небольшое количество воска, прогревают его, чтобы он равно­мерным слоем покрыл поверхность заготовки, и дают остыть;

В) кальку с рисунком аккуратно накладывают на застывшую восковую поверхность карандашными линиями вниз, удерживая ее в одном положении, и проглаживают обыкновенным утюгом или любым предметом с гладкой поверхностью, затем кальку убирают, а рисунок остается на восковой пленке, по­крывающей заготовку;

Г) рисунок по строго изображенным линиям про­царапывается или прорезается чертилкой на поверх­ности заготовки;

Д) после этого заготовка нагревается и с нее мяг­кой тканью удаляют воск.

Перенос рисунка на заготовку с помощью копиро­вальной бумаги выполняется в следующей последо­вательности:

А) заготовку также протирают сухим порошком пемзы, и укладывают копировальную бумагу блестя­щей (жирной) стороной на заготовку;

Б) кальку, на которой изображен необходимый для переноса рисунок, укладывают чистой стороной вниз на копировальную бумагу, и, удерживая ее в таком положении, твердым карандашом аккуратно прори­совывают полностью рисунок;

В) кальку и копировальную бумагу осторожно, что­бы не смазать рисунок, убирают, и чертилкой проре­зают или процарапывают рисунок на поверхности заготовки, следуя линиям, оставленным копироваль­ной бумагой;

Г) после того, как рисунок полностью прочерчен, остатки следов копировальной бумаги тщательно смы­ваются.

Перенос рисунка на заготовку с помощью специ­ального состава краски:

А) одну часть жидкого шеллака смешивают с тре­мя частями спирта и достаточным количеством ме­тола — серноокисной соли параметиламинофенола, в результате получается раствор густого фиолетового цвета;

Б) полученным раствором покрывают поверхность заготовки и дают ему хорошо просохнуть;

В) кальку с рисунком укладывают чистой сторо­ной вниз на просохшую краску;

Г) чертилкой прорезают по линиям на металле узор, а остатки краски смывают.

Перенос рисунка на заготовку путем выкалывания состоит из таких операций:

А) поверхность заготовки протирают сухим порош­ком, затем ее покрывают тонким слоем клея, на который приклеивают кальку чистой стороной вниз;

Б) кернером или чертилкой, следуя изображенно­му на кальке рисунку, оставляют на металле близко друг к другу точки или штрихи, которые выбивают­ся или выкалываются;

В) кальку удаляют вместе с клеем теплой водой;

Г) чертилкой процарапывают (прорезая) металл, соединяя все точки в единый рисунок.

Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях:

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему

Навигация

Следующая статья:

Женщины в бизнесе и дома © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх